Печаль, печаль... летит время...
Еще один ушёл...
Скончался мастер трагического гротеска
Петр Фоменко получил разностороннее образование. Он окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Затем поступил в Школу-студию МХАТ, где тамошние консервативные преподаватели быстро «распознали» в нем «изгоя». Несмотря на это, с многообещающим юношей регулярно занимался прославленный педагог Борис Вершилов. Опека мэтра все же не спасла Фоменко от опалы, и в результате неудобный студент был отчислен с третьего курса с убийственной формулировкой «за хулиганство» и игнорирование «великой школы драматического театра».
Прибежище было найдено в МГПИ им. В.И. Ленина. Временно переквалифицировавшись в филологи, Фоменко все же не оставлял своих театральных амбиций и здесь. Вместе с Юрием Визбором, Юлием Кимом и Юрием Ковалем устраивал «капустники», пробовал поставить и серьезную пьесу «Каменный гость» по мотивам произведений А.С. Пушкина. Параллельно учился на режиссерском факультете ГИТИСа, который успешно окончил в 1961 году.
После двух лет работы в Тбилисском драматическом театре Фоменко отправился работать в Ленинград. Так началась его беспокойная жизнь между двумя столицами, продолжавшаяся целое десятилетие. С 1972-го он режиссер, а с 1977 по 1981 годы - главный режиссер Ленинградского театра комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба - 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба - 1979), «Теркин-Теркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. Одновременно им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в Театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977) в Малом театре.
Метод Фоменко был доведен до совершенства в серии поставленных им телеспектаклей. Среди них - новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Всем этим постановкам свойственно точное следование первоисточникам и глубокий психологизм.
«Мастерская Петра Фоменка» была и остается подлинной жемчужиной театральной Москвы. Каждый спектакль этого уникального театра становится настоящим событием в культурной жизни столицы, а на билеты нужно было записываться за два месяца до их поступления в продажу (притом что нередко цена на них могла доходить до 5 тыс. руб.). Среди выпускников «Мастерской» можно выделить Сергея Женовача, Владимира Епифанцева, Николая Дручека, Полину Агурееву, Марину Глуховскую, сестер Ксению и Полину Кутеповых, Максима Литовченко, Андрея Казакова.
За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.
Петра Наумовича Фоменко похоронят в субботу, 11 августа. Панихида пройдет в театре на набережной Тараса Шевченко. О точном времени и месте похорон пока ничего не сообщается.
Читать полностью: http://www.km.ru/kino/2012/08/09/kinoproizvodstvo-i-kinoprotsess-v-mire/skonchalsya-master-tragicheskogo-groteska-fot
Совсем недавно мастер отметил свой 80-летний юбилей. Петр Наумович
родился 13 июля 1932 года в Москве. Рос спортивным ребенком, увлекался
футболом, а его соперником по дворовым матчам нередко был будущий знаменитый футболист Анатолий Ильин.
Мама привила Фоменко любовь к музыке, а сам он позднее признавался, что
именно это стало первой серьезной предпосылкой для проявления интереса к
театру.
Еще один ушёл...
Скончался мастер трагического гротеска
Петр Фоменко
Петр Фоменко получил разностороннее образование. Он окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Затем поступил в Школу-студию МХАТ, где тамошние консервативные преподаватели быстро «распознали» в нем «изгоя». Несмотря на это, с многообещающим юношей регулярно занимался прославленный педагог Борис Вершилов. Опека мэтра все же не спасла Фоменко от опалы, и в результате неудобный студент был отчислен с третьего курса с убийственной формулировкой «за хулиганство» и игнорирование «великой школы драматического театра».
Прибежище было найдено в МГПИ им. В.И. Ленина. Временно переквалифицировавшись в филологи, Фоменко все же не оставлял своих театральных амбиций и здесь. Вместе с Юрием Визбором, Юлием Кимом и Юрием Ковалем устраивал «капустники», пробовал поставить и серьезную пьесу «Каменный гость» по мотивам произведений А.С. Пушкина. Параллельно учился на режиссерском факультете ГИТИСа, который успешно окончил в 1961 году.
Петр Фоменко © РИА Новости, Руслан Кривобок
Цензура не щадила молодого режиссера. Два первых спектакля дебютанта –
«Смерть Тарелкина» (1966) и «Новая Мистерия Буфф» (1969) – были сняты с
репертуара. Ничтоже сумняшеся критика навесила на Петра Наумовича
отпугивающий ярлык «осквернителя праха русской классики».
Режиссеру ничего не оставалось, как перебиваться случайными заработками
на телевидении, в драматических кружках и даже частными уроками.После двух лет работы в Тбилисском драматическом театре Фоменко отправился работать в Ленинград. Так началась его беспокойная жизнь между двумя столицами, продолжавшаяся целое десятилетие. С 1972-го он режиссер, а с 1977 по 1981 годы - главный режиссер Ленинградского театра комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба - 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба - 1979), «Теркин-Теркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. Одновременно им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в Театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977) в Малом театре.
Петр Фоменко © РИА Новости, Руслан Кривобок
В театральной среде Петр Фоменко зарекомендовал себя как мастер
психологического гротеска. Для его спектаклей характерно буйство
фантазии и парадоксальное мышление. Режиссер нередко прибегал к
эффектным контрастам, сопоставляя внешне похожие сцены, имеющие при этом
диаметрально противоположные смыслы. «Режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке природно,
и их оснастить арсеналом, который в жизни должен меняться все время -
обогащаться или корректироваться», - говорил о своей работе сам мастер.Метод Фоменко был доведен до совершенства в серии поставленных им телеспектаклей. Среди них - новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Всем этим постановкам свойственно точное следование первоисточникам и глубокий психологизм.
Петр Фоменко © РИА Новости, Владимир Вяткин
Кроме того, Петр Фоменко снял несколько полнометражных художественных фильмов: «На всю оставшуюся жизнь»
по «Спутникам» В. Пановой (1974-1975) на студии Лентелефильм, «Почти
смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976-1977) на Центральном
телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм. В
фильме «На всю оставшуюся жизнь» Фоменко также исполнил дуэтом с
Таисией Калиниченко заглавную песню.
Петр Фоменко и Таисия Калиниченко «На всю оставшуюся жизнь»
После конфликта с Ленинградским обкомом Петр Фоменко в начале 80-х
окончательно обосновался в Москве. Работал режиссером Театра имени
Маяковского, а затем – в Театре имени Вахтангова. Начал
преподавать в ГИТИСе и получил звание профессора в РАТИ. В 1993-м
актерско-режиссерский курс Фоменко, набранный в 1988-м, получил статус
театра «Мастерская Петра Фоменко». В 2001-м режиссер завершил преподавательскую деятельность, успев выпустить четыре курса.«Мастерская Петра Фоменка» была и остается подлинной жемчужиной театральной Москвы. Каждый спектакль этого уникального театра становится настоящим событием в культурной жизни столицы, а на билеты нужно было записываться за два месяца до их поступления в продажу (притом что нередко цена на них могла доходить до 5 тыс. руб.). Среди выпускников «Мастерской» можно выделить Сергея Женовача, Владимира Епифанцева, Николая Дручека, Полину Агурееву, Марину Глуховскую, сестер Ксению и Полину Кутеповых, Максима Литовченко, Андрея Казакова.
Петр Фоменко © РИА Новости, Игорь Михалев
Некоторые считали, что «Мастерская Петра Фоменко» позиционировалась как
«женский» театр, но это – не более чем стереотип. «Провокация! Мужчины
тоже были! – говорит в интервью «КП» ученица режиссера Мадлен
Джабраилова. - Просто Петр Наумович очень чуток к женской природе. И внимателен к малейшему ее изменению.
Но природа эта не может быть сама по себе - она проявляется через
мужчину. Или через другую женщину. Рассмотреть, вскрыть взаимоотношения
между мужчиной и женщиной, и не обязательно в любовном смысле, - это,
наверное, одна из интереснейших задач для театра».За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.
Петра Наумовича Фоменко похоронят в субботу, 11 августа. Панихида пройдет в театре на набережной Тараса Шевченко. О точном времени и месте похорон пока ничего не сообщается.
Читать полностью: http://www.km.ru/kino/2012/08/09/kinoproizvodstvo-i-kinoprotsess-v-mire/skonchalsya-master-tragicheskogo-groteska-fot
Комментариев нет:
Отправить комментарий